Гроты Лунмэнь
Главная достопримечательность Лояна возникла благодаря индийской традиции вырезать из скалы целые комплексы пещерных храмов. Считалось, что подобное деяние улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился и в Поднебесной.
Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало начиная с времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.
Сначала гроты с высеченными буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит ?Драконьи врата?.
Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.
Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня - статую будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками. Однако вопреки всем ударам судьбы Лунмэнь сохранил свою красоту и великолепие и в наши дни является одним из наиболее популярных объектов туризма в Китае, внесенных в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Современный музей Гроты Лунмэнь состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня. Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.
За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса, и Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которой высечены рецепты приготовления лекарств. Между этими двумя храмами находится Грот десяти тысяч будд (Ванфо Дун), относящийся к эпохе Тан. Его название связано с тем, что стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных будд, а по центру в позе лотоса сидит умиротворённый Будда Гаутама, который, прикрыв глаза и подняв правую руку, проповедует собравшимся ученикам и небожителям.
Но самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников, казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы. В этом гроте мы видим 17-метровую фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-будд и олицетворяет собой чистое сознание. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.
Карта Луоян
Туры в Луоян
Отели в Луоян |